Чем живет таджикский рок-н-ролл?

Ровно 62 года тому назад, 13 апреля был записан сингл Rock Around The Clock. Эта композиция фактически положила начало рок-н-роллу – музыкальному течению, изменившему жизни миллионы людей. Именно под эту музыку молодежь поверила, что способна сделать мир лучше; эта музыка призывала к вселенской справедливости и говорила о великой любви.
Несмотря на то, что с тех пор мир кардинально изменился, до сих пор в любой стране живут преданные поклонники рок-н-ролла, для которых идеи, когда-то воспетые бунтарями Джоном Леноном или Китом Ричардсом, все еще не пустой звук. Есть такие последователи и в Таджикистане. О том, чем сейчас живут бывалые таджикские рок-н-рольщики и куда исчез их протест рассказала лидер известной таджикской рок-н-ролл группы «Парем» Олима ШИРИНОВА.

«Я английский бы выучил только за то, что на нем разговаривал Леннон», — говорит Олим Ширинов и добавляет, что знает про каждого участника The Beatles больше, чем про своих друзей. Познакомившись с музыкой ливерпульской четверки еще в 12-летнем возрасте, Олим до сих пор находится под впечатлением, а группа «Парем», появившаяся в самые трудные для Таджикистана годы гражданской войны, в то время искала спасения от хаоса в том числе и в творчестве The Beatles.
«Мы через весь город шли с гитарами на репетиции, нас останавливали, потому что гитара в чехле со стороны похожа на автомат. Останавливали боевики на блокпостах и говорили: «Эй, что у тебя там?» Мы показывали. «Давай играй!» Мы объясняли, что это электрогитара. «А-а-а, электрогитара. Так иди вон в вагончик, там есть розетка, и играй!» Вот так все и начиналось», — вспоминает он.
Пережить гражданскую войну удалось, группа «Парем» не распалась и в этом году отметила уже свой 23-й день рождения.
— Олим, вот рок-н-ролл — революционная музыка, музыка свободы, взорвавшая весь мир; как вы считаете, возможен такой всплеск сегодня?
— Вообще, я не сторонник революций. Если говорить о рок-н-ролле как о революционной музыке, то в большей степени это была эмоциональная революция. Молодежь не могла больше жить так, как жили предыдущие поколения. Причем этому способствовали различные факторы: послевоенное нелегкое время, от которого молодежь устала; расовое неравенство, с чем многие были не согласны; давление религиозных догм. Сейчас другие времена, общество перенасыщено, развращено свободой. Удивить молодежь, даже в самом консервативном обществе, практически невозможно. Я, как музыкант, не вижу впереди направления, за которым могло бы пойти большинство. Музыка уже не может стать каким-то детонатором, да и не очень хотелось бы.
— В недавнем интервью «Новой газете» Юрий Шевчук сказал, что рок — это уже не та музыка, которая актуальна для нашего времени. Он прав?
— Вообще, рок-музыка в мировом масштабе утратила свою популярность после 70-х. В 80-х годах уже было актуально диско, потом хип-хоп, потом рэп, который тоже стал элементом протеста. До СССР рок дошел значительно позже, чем до других стран мира, и мое личное убеждение – «русский рок» внедрялся и подпитывался извне, он был одним из инструментов, работающих на разрушение Советского Союза. То есть тот же Юрий Шевчук, который во время советской кампании в Афганистане пел «Не стреляй», заставлял молодежь, которая верила ему, стыдиться за свою страну. То же самое могу сказать и о группе «Кино», которая просила перемен. Ну и «напеременились». В Таджикистане, например, эти перемены вылились в гражданскую войну. Русский рок был излишне политизирован. В свое время Шевчук, Гребенщиков, Макаревич были для меня уважаемыми музыкантами, их музыка всегда была рядом, но сейчас, имея за плечами опыт пережитого, я понимаю, что наши взгляды на многие вещи кардинально противоположны.
— Но The Beatles вы по-прежнему остались верны.
— Если у тебя есть идеалы, ты должен им следовать. Конечно, в 12 лет я смотрел на «Битлз» совсем другими глазами, сегодня в какой-то степени я их перерос. За это время появились музыканты, которые в профессиональном плане значительно выше, чем битлы, и с этим трудно поспорить, однако до сих пор их музыка остаётся для меня родной! А ещё, они не разочаровали меня своими поступками. Их творчество никогда не было зациклено на критике во имя критики, их тексты всегда поражали разнообразием. Например, песня Taxman («Налоговый инспектор»): «Позвольте мне сказать вам, как все будет: вот, один вам, а девятнадцать мне, потому что я сборщик налогов, налоговый инспектор» — здесь они выражали свое справедливое несогласие с налоговой системой Великобритании. В другой (When I’m sixty-four) Пол спрашивает: «Буду ли я тебе нужен, будешь ли ты кормить меня, когда мне будет 64 года?» А потом — песня про Элеонору Ригби, которая подбирает с пола церкви рис, оставшийся после венчания, и умирает в одиночестве, и рефреном звучит: «Все одинокие люди, откуда они?» И наряду с социально направленными песнями были прекрасные песни о любви – Yesterday, Michele, Here, there and everywhere. То есть битлы никогда не были зациклены на чем-то одном, они пели о настоящей жизни во всём её разнообразии. Да, конечно, «Машина времени», например, пыталась тоже так делать, но у них не получилось, ни у кого не получилось, поэтому популярность русского рока в историческом смысле продолжалась секунду.
— А о чем вы говорите со своими поклонниками?
— Мы ни о чем не говорим, мы играем рок-н-ролл, потому что любим эту музыку, это эмоциональное проявление. Своей музыкой мы не пытаемся убедить людей в чем-то, внушить им что-либо, перетянуть на свою сторону. Всё, чего мы хотим, — это получать удовольствие от процесса игры, от звучания нашей музыки. Играя, мы наполняем себя любовью, чем-то светлым.
— Такая позиция была с самого начала создания «Парема»?
— С самого начала любой музыкант хочет покорить весь мир, хочет быть первым, хочет собирать стадионы фанатов. Кому-то это удается, кому-то нет. Моя позиция пришла ко мне с годами.
— Кстати, если говорить о фанатах, такое явление, как битломания, сейчас тоже не наблюдается, вряд ли сегодня кто-то может сказать про музыкальную группу так, как когда-то говорил Макаревич, к которому вы изменили отношение: «В пору битломании я был абсолютно ненормальным. У меня был алтарь, там стояли, как иконки, пластилиновые божки – «Битлы», и я там молился». Сейчас таких фанатов ведь нет. Это хорошо или плохо, на ваш взгляд?
— Это ни хорошо и ни плохо, это так, как есть. Раньше в мире была идеология, от того были и идеалы, теперь этого нет, на первый план вышло собственное «Я». Человек зациклен на своей личности, своих правах, виртуальный мир дает возможность самовыражаться и ещё больше убеждает человека в его значимости. И чем больше лайков под его постом или комментарием, тем он авторитетнее в своих глазах. Сегодня все привыкли искать недостатки, требуют соблюдения своих прав, но при этом совершенно забывают о своих обязанностях. Идеалы, кумиры появляются, когда людям становится плохо, сейчас у людей есть все. Я же говорю, мы пресыщены свободой.
Но если говорить о настоящих ценностях, то всё это не важно. А что важно? Уметь довольствоваться тем, что имеешь. Знаете, я счастлив от того, что имею; будет лучше – хорошо, будет хуже – что ж, так тому и быть. Но я всегда рад этому дню. В Таджикистане в 90-е годы мы ели лук, поджаренный на черном масле, радовались и думали, что вкуснее ничего быть не может. На улицу после шести не выходили, боевики, стрельба, работы нет, перспектив, казалось, никаких. В то время мы представить себе не могли, что страна сможет выйти из этого состояния! Так чего мне сейчас еще желать? Проблема многих людей — и это известный факт — в том, что они не понимают, насколько они сейчас счастливы, и не ценят того, что имеют. Лучшее – враг хорошего, а представление о том, как всё должно быть, мешает наслаждаться тем, как все есть.
— И все-таки, ни одна политическая система за всю историю не была идеальной, и люди это видели. И в каждую эпоху находились те, которые выражали свое недовольство: поэты, писатели, музыканты. Почему сейчас, в частности на постсоветском пространстве, представители различных субкультур чаще всего занимают проправительственную позицию?
— Я скажу за Таджикистан. Народ, переживший то, что пережили мы – голод, холод, потерю близких, – будет бороться против войны. В своё время мы потеряли великую державу – СССР, ну, что поделать, так уж вышло. Сегодня живем по-другому, но давайте хранить то, что имеем. Недостатки — они всегда были, есть и будут; работайте, исправляйте их. Следуя вашей логике, я должен спорить из-за них с президентом.
— Нет, с налоговым инспектором.
— Давайте так: все, кто занимается бизнесом, сталкивается с теми или иными проблемами. Я занимаюсь бизнесом, и в 2007 году у меня возникли проблемы. Я не буду углубляться, скажу лишь, что они были настолько серьёзными, что мне пришлось на какое-то время уехать из страны. Однако я не стал винить в этом руководство страны. Я пошел решать свои проблемы сам. Хотя какой был замечательный повод для того, чтобы податься в диссиденты, обидеться на страну и хаять ее из-за рубежа. Многие мимо такой возможности не проходят. Нет, я никуда не уехал, проблемы решились, я вернулся на родину и счастлив, что я здесь.
Бороться нужно с умом и не втягивать в свои проблемы других, не класть чужие жизни на алтарь продвижения своих идей. Сейчас мировой тренд – это созидание, и какой бы чудесной ни была протестная волна рок-н-ролла, это сегодня недейственная мера. И, думаю, все это к лучшему.

Источник: Азия-Плюс

Лекториум он-лайн

[youtube_channel resource=0 cache=0 random=true fetch=25 num=1 ratio=3 responsive=1 width=306 display=thumbnail norel=1 nobrand=1 showtitle=above desclen=0 noanno=1 noinfo=1 link_to=none goto_txt="Visit our YouTube channel"]

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>