Одним из механизмов сохранения и развития культурного наследия народа является этномода. В чем я убедилась во время показала моделей Каюмовой Мунирры Асхаровны, который состоялся 23 октября 2015 года в Российско-Таджикском (славянском) университете. Её необыкновенно выразительные костюмы заставили меня обратиться к этому культурному явлению. Для начала разберемся, что же такое этномода?
Этно-стиль в одежде, или как его еще называют «этнический стиль», появился в 60-е годы XX века. История его возникновения очень интересна и строится на бунтарстве и противопоставлении. Как известно, в тот период бурно пропагандировалась мода на мини-наряды, юбки, платья, шорты и т.д. Однако молодежной субкультуре хиппи, которая также развивалась в это время, модные тенденции были не по душе, поэтому представители этого направления решили короткой одежде противопоставить длинные балахоны и юбки, узким брюкам – широкие алладины и палаццо.
Кроме этого хиппи отличались и своей широтой мировосприятия. Их общество было открыто для всех желающих, не зависимо от вероисповедания и национальности. Именно это и способствовало тому, что в эту субкультуру прочно вошли национальные мотивы одежды многих стран. Хиппи не ограничивались какими-то конкретными направлениями, в «их моде» было абсолютно все. Благодаря хиппи, сегодня мы имеет четко сформированный этно-стиль в одежде.
Внутри этно-стиля сосуществует множество направлений в одежде, которые по праву можно считать самостоятельными. Ведь сколько бы не было народов на планете, живущих сейчас, либо существовавших давно, у каждого из них был свой неповторимый стиль, что отражалось в предметах гардероба и быта. Чаще всего перенимается принт – яркий, колоритный и неповторимый. Однако и формы отдельной одежды заимствуются и адаптируются под современные тенденции. В первую очередь это касается японского кимоно, марокканских туник, индийского сари и т.д. Сначала на развитие этнического стиля повлияли восточные мотивы. Одежда народов Востока отличалась своей неповторимостью, яркостью и роскошью. Позднее возникла мода на африканскую одежду и украшения. Греческие и египетские наряды пропагандируются с середины XX века. Ну, а национальные русские элементы очень неспешно входят в моду, в основном благодаря народным женским платкам.
Восточные мотивы имеют свои корни древние корни. Несмотря на строгие каноны в одежде, восточные женщины умеют подчеркнуть свой вкус и богатство своего гардероба. К тому же национальную одежду этих стран можно вполне гармонично сочетать с современными предметами одежды. К восточным нарядам относятся брюки-шаровары, брюки-алладины, брюки-палаццо, «глухие» туники и кофты, шелковые платки, накидки из прозрачных тканей. Восточный стиль имеет определенный принт, колоритный и самобытный.
Дефиле, которое состоялось зале Дворца культуры Российско-Таджикского университета, относится именно к этому стилю. Каюмова Мунирра Асхаровна представила великолепные модели. Все зрители были буквально ошеломлены и самими костюмами, и техникой хождения моделей по подиуму. А ведь это были не профессионалы, а студентки факультета истории и международных отношений нашего университета. За короткое время они смогли освоить особую модельную походку, правильные развороты при демонстрации одежды. Что чувствовали они, представляя модели мастера? С этим вопросом я обратилась к одной из них, студентке 1 курса отделения культурологии, Касимовой Фарангиз. «Побывав на выступлении в главном зале нашего университета, — ответила Фарангиз,- я получила море впечатлений. Особенно во время выступления самой Каюмовой Мунирры Асхаровны. Во время ее выступления я поняла к чему надо стремиться, и каких высот нужно добиваться. Она действительно смогла меня впечатлить, и донести мысль о том, что самое главное в жизни – никогда не падать духом, несмотря ни на какие неудачи, и стремиться к достижению своих целей! Сама Мунирра Асхаровна – пример для подражания».
Хочу пожелать всем читателям не только получать наслаждение от увиденного, но и самим научиться творить красоту.
Рустамова Виктория
Студентка 2 курса отделения культурологии РТСУ