«Дутар всегда со мной. Даже когда я в горах, беру его с собой. Никогда его нигде не оставляю. Инструмент со мной уже шестьдесят-семьдесят лет», — рассказывает Хотам Хакимов.
Хакимов — последний исполнитель народного героического эпоса «Гуругли» в Республике Таджикистан. Ему уже 88 лет и 76 из них он занимается музыкой. Хотам Хакимов учился петь народные эпические сказания почти два десятилетия: сначала у своего деда, а затем — у одного из известнейших на тот момент исполнителей в стране.
«Гуругли» — древний народный героический эпос. Второе рождение он получил в XVIII веке на юге нынешнего Таджикистана. До появления телевидения и радио, эпос был единственным развлечением для простых таджиков. Мастера «Гуругли» путешествовали по всей стране, пели на свадьбах и праздниках о похождениях одноименного народного героя. Он был рожден в могиле, но неустанно боролся со злом, чужеземными захватчиками и несправедливостью.
«Сначала меня никто не признавал. Я закрывал глаза и пел. Но потихоньку-потихоньку я развивался, — рассказывает Хотам Хакимов. — Был такой мастер Гуругли, Раджабали. Он взял меня в ученики. У него я и учился примерно четырнадцать-пятнадцать лет. Ходил за ним на по свадьбам, праздникам, сидел возле него: он пел, а я слушал».
«Гуругли» состоит из тридцати дастанов-рассказов. Короткий поется около четырех часов, а самый длинный — более семи часов. Большую часть своей учебы Хотам Хакимов запоминал тексты эпоса. Но успел выучить только двадцать пять. Сейчас он планирует написать книгу и перенести все истории из эпоса в письменную форму.
«Я слушал учителя, не смотрел ни на кого. А когда шел спать, пытался в памяти восстановить прослушанный эпос. А утром снова шел к мастеру», — вспоминает Хотам Хакимов.
«Манера пения всех наших Гуруглихонов, — горловая. Кроме Таджикистана ареал распространения этого эпоса огромен. Это вся Центральная Азия — в Туркменистане поют, Узбекистане, Каракалпакии, в Азербайджане, в Турции, южной части Ирана, — рассказывает Кароматулло Рахимов, завкафедрой Истории и теории таджикской национальной музыки Национальной консерватории имени Талабхуджа Сатторова. — То есть существуют разные версии этого эпоса».
Таджикская версия «Гуругли», по словам эксперта, отличается от других версий в том, что она поется в горловой манере пения полностью, от начала и до конца, без речи татива. Аккомпанирует себе исполнитель на музыкальном инструменте под названием «дутар».
Когда-то Хотам Хакимов стал победителем международного фестиваля Гуруглихони («Поющие истории»), в котором приняли участие исполнители из тринадцати стран мира. Хотам считает, что его победа говорит о том, что «Гуругли» на таджикском языке звучит красивее всего, и этот вид искусства нужно сохранить. Сегодня мастер собирается открыть школу «Гуругли» при столичной консерватории и передавать свои знания другим.