Основоположником и главным представителем современного евразийства является Лев Николаевич Гумилев. Он был энциклопедистом, в своих исследованиях объединяя различные науки.
В изучение его творческого наследия следует обратить внимание на еще один факт — в детстве его окружали люди одухотворенные, творчески одаренные (отец — Николай Гумилев, мать — Анна Ахматова — представители серебряного века русской поэзии). Это, несомненно, отразилось в выработке Гумилевского стиля исследования с явными элементами романтизма.
Основным объектом исследования Льва Николаевича Гумилева являлась история кочевых народов Великой степи. Глубоко изучая историю и культуру кочевых народов, Л. Гумилев испытывал огромное уважение и симпатию к народам Евразии. Именно поэтому его научный труд «Древние тюрки» начинается со слов: «Посвящаю эту книгу нашим братьям -тюркским народам Советского Союза». Отмечая огромное значение древних тюрок в истории человечества, ученый с большим сожалением констатирует, что «…история этого народа до сих пор не написана. Она излагалась попутно и сокращенно…»1.
В связи с этим, следует заметить, что роль и научный вклад Л.Н. Гумилева в изучении социально-политической и этнической истории, традиции государственности и власти, культуры тюркских народов, огромен.
Л.Н. Гумилев как ученый-гуманист всегда отмечал, что культура каждого народа уникальна, что нет неполноценных этносов. К этносам неприменимы определения «хуже» или «лучше», «культурный» или «бескультурный», так как любой этнос в своем развитии подчиняется одним и тем же универсальным закономерностям этногенеза2.
Ученый объяснял почему это так: « … все этносы имеют разный вмещающий ландшафт и различное прошлое, формирующее настоящее как во времени, так и в пространстве. Культура каждого этноса своеобразна, и именно эта мозаичность человечества как вида придает ему пластичность, благодаря которой вид Homo Sapiens выжил на планете Земля»3.
Во введении своей книги «Древние тюрки» Л. Гумилев подчеркивал, что «…тюрки не только играли роль посредников, но и одновременно развивали собственную культуру, которую они считали возможным противопоставить культуре Китая, и Ирана, и Византии, и Индии. Эта особенная степная культура имела древние традиции и глубокие корни, но известна нам в значительно меньшей степени, чем культура оседлых стран». Л. Гумилев в книге «Тысячелетие вокруг Каспия» подчеркивал, что долгое время научная мысль историков Европы была занята железным кольцом моноцентризма. «Евразийский полицентризм предполагает, что таких центров много. Европа — центр мира, но и Палестина – центр мира. Иберия и Китай — то же самое и т.д. Центров много» — отмечал ученый 4.
Л. Гумилев отмечает важную роль исторических личностей в формировании и развитии государственности у тюрков. Так, на примере военно-политической деятельности Бильге кагана, Тоныкука и Культегина, Л. Гумилев подробно описывает политическую историю, особенности государственности и культуры тюрков. Даже по уцелевшим памятникам литературы, составлявшим едва ли сотую часть той, что была записана на бересте либо хранилась в памяти степных сказителей, видно, что тюрки имели оригинальное мировоззрение, мифологию, историю и большие сведения по географии.
Тюркам для развития культуры были нужны мир и независимость от агрессивного Китая… культура тюрок 8 в. ничем не уступала культурам других народов того же времени» 5.
Научные труды Л.Н. Гумилева по истории и государственности тюркских народов, всегда сопровождались богатым фактологическим материалом. Он широко использовал разные в языковом плане исторические источники и литературу. На основе изучения кочевых обществ и культур он пришел к теории этногенеза. Он исходил из того, что именно этническая история является ключом к открытию объективных закономерностей исторического процесса.
Лев Гумилев ввел в этнологию такие понятия, как фазы этногенеза, «пассионарность», «пассионарные волны», и др. Он утверждал, что в этнической истории любого народа необходимо учитывать природный и географический факторы.
Необходимо отметить, что Л.Н. Гумилеву принадлежит идея этнической и культурной «комплиментарности» народов Евразии. По его мнению, комплементарность – вот та база, на которой не просто проходят, но осуществляются судьбы взаимодействующих этносов и суперэтносов. Он заключал, что проявление комплиментарности не зависит от государственной целесообразности, экономической выгоды или характера идеологической системы… феномен комплиментарности существует и играет в этнической истории если не решающую, то весьма значительную роль 6.
По мнению Л. Гумилева, этнокультурные взаимоотношения Великой степи и Руси носили комплиментарный характер. Он как ученый-гуманист, доказывал, что истинная дружба народов возможна только при глубоком уважении к достоинству, чести, культуре, языку и истории каждого народа, широком общении между ними. В книге «Черная легенда. Друзья и недруги Великой степи» он опровергал самые разные негативные стереотипы и боролся за восстановление чести и достоинства и русского, и тюркских, и монгольских народов, ратуя за естественное и необходимое братство всех народов 7.
Таким образом, Л.Н. Гумилев сформулировал концепцию диалога, взаимопонимания между тюрко-монгольскими и славянскими народами.
По нашему мнению, данные идеи и концепции ученого могут быть востребованы в решении межэтнических и межкультурных проблем современного общества. Хочется сказать, что имя и творческое наследие Л.Н. Гумилева это яркий и неповторимый феномен исторической судьбы ученого-исследователя. Его научное наследие, как историка евразийских народов, вызывает огромный интерес, не только в России, но и в других странах. Например, в 1996 году Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в г. Астана был открыт Евразийский национальный университет, которому было присвоено имя Л.Н. Гумилева.
Кроме того Л.Н. Гумилев явился прекрасным популяризатором научных знаний и занимает свое особое место среди известных распространителей историко-этнографических и в целом востоковедческих знаний, таких, как Рерихи, Ю.В. Бромлей, Р.Ф. Итс, Н.Н. Чебоксаров и др.
Студентка 1 курса отделения Культурологии
Российско-Таджикского (славянского) университета
Негматзода Нозанин
Ссылки:
1 Гумилев Л.Н. Древние тюрки.- М., 1967.- С. 3.
2 Ермекбаев Ж.А. Теория этногенеза и Евразийские идеи Л.Н. Гумилева в преподавании исторических дисциплин.- Учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей.- Астана: ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, 2003. — 92 с. — С. 69; 34Международная научная конференция «Культурное наследие Северной Евразии: проблемы и перспективы освоения»Россия, г. Якутск, 22-23 марта 2012 г.
3 Гумилев Л.Н. Историко-философские труды князя Н.С. Трубецкого (заметки последнего евразийца) // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык.- М., 1995, С. 36.
4 Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993. С. 10, 27.
5 Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия.- М., 1998.- С. 205-210.
6 Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия.- М., 1998.- С. 362-365.
7 Дорошенко Н.М. Методологические подходы Л.Н. Гумилева и евразийцев // www.google.ru..