Любое принимаемое решение, относительно вступления в Евразийский Экономический Союз должно отвечать стратегическим интересам Таджикистана

9 месяцев прошло с момента начала деятельности нового интеграционного объединения – Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 1 января 2015 года является днем рождения, нового Союза, который объединил экономические усилия Белоруссии, Казахстана и России. Позже к союзу примкнула Армения, а в середине августа пятым членом ЕАЭС стал Кыргызстан.
Власти Таджикистана заявляют, что они изучают вопрос о вступлении страны в это интеграционное объединение. Споры касательно выгод и потерь от вступления страны в ЕАЭС идут и среди таджикских экспертов. Одни эксперты считают, что Таджикистан в большей степени выиграет нежели, чем потеряет, а другие придерживаются мнения, что от ЕАЭС многого ожидать не стоит. Своим видением плюсов и минусов от интеграционного процесса Таджикистана с Евразийским экономическим союзом с Dialog.TJ поделился независимый эксперт — Парвиз Хакимов.

Власти страны заявляют, что они детально изучают возможные выгоды и потери Таджикистана от интеграции с ЕАЭС. А каково ваше мнение о возможных плюсах и минусах от интеграции с ЕАЭС? Все-таки как человек, активно изучающий экономические тренды в стране и в регионе, думаю, что вам есть что сказать?

— Однозначно положительно или отрицательно ответить на данный вопрос, без проведения предварительного глубокого анализа, с использованием соответствующих подходов и методологий, на мой взгляд, является абсолютно неприемлемым. Выбрать соответствующую методологию достаточно непросто, поскольку любой подход имеет как преимущества, так и ограничения. Следовательно, анализ должен быть всесторонним, с использованием максимума взаимодополняемых, а не взаимоисключающих подходов. Использование того или иного подхода, в целом, зависит от вопроса, на которое предстоит ответить или гипотезы, которого предстоит подтвердить или опровергнуть.
В мировой практике часто для оценки влияния изменения торговой политики на сектора экономики используют следующие модели:
Гравитационные модели торговли. Эти модели торговли в основном используются для определения размера существующих барьеров (тарифные и нетарифные, высокие транспортные расходы, административные барьеры, контрактные трения, коррупция, необходимость гарантирования финансирования торговли и т.д.) в двусторонней торговли и их детерминантов, посредством прямых измерений, изучение торговых потоков и разброса цен, с целью определения торговых издержек;
Модели затраты и выпуска. Используя модель затраты и выпуска представляется возможным подсчет импортного составляющего в экспортируемой продукции страны. Также с использованием данной модели можно оценить офшорные меры, т.е. использование услуг заграничной компании отечественными компаниями. Более того, можно оценить индекс вертикальной специализации;
Модели частичного экономического равновесия и модели полного экономического равновесия. Модели частичного экономического равновесия позволяют выявить влияние на один сектор экономики, тогда как модели полного экономического равновесия способны указать влияние на большинство секторов экономики. Как модели частичного экономического, так и модели полного экономического равновесия позволят оценить изменение благосостояния производителей и потребителей, и указать потери или выигрыши бюджета при симуляции того или иного сценария. Например, в данном конкретном случае можно рассмотреть эффект изменения торговой политики на различные сектора экономики.
Для оценки выявления конкурентных преимуществ, независимо от вступления в какие-нибудь интеграционные объединения калькулируются ряд важных индексов:
Индекс специализации торговли;
индекс выявленных сравнительных преимуществ и нормализованный индекс выявленных сравнительных преимуществ;
индекс выявленных двусторонних сравнительных преимуществ;
индекс выявленных технологических составляющих;
уровень производительности связанное с экспортом;
выявленные факторы интенсивности в зависимости от капиталоемкости или трудоемкости производимой и экспортоориентированной продукции;
индекс интенсивности региональной торговли (как для импортируемой, так и для экспортируемой продукции);
индекс взаимодополняемости торговли и т.д.
Более того, в мировой практике, для продвижения торговли, как один из мер торговой политики, национальный регулятор корректирует номинальный обменный курс с целью ее максимального приближения к реальному эффективному обменному курсу (РЭОК), для поддержания отечественного производителя и недопущения ухудшения платежного и торгового баланса. Реальный эффективный обменный курс (РЭОК) служит индикатором ценовой конкурентоспособности отечественной экономики по отношению к ее торговым партнерам, и широко используется для обеспечения/сохранения конкурентоспособности страны. Следовательно, монетарная политика, наряду с другими инструментами экономической и торговой политики, должна служить в интересах отечественного производителя, способствовать локализации производства товаров, в производстве которых страна имеет конкурентные преимущества, тем самым создавать условия для увеличения производства и экспорта продукции, что является основой улучшения платежного и торгового баланса страны.
Следует отметить, что выше перечисленные методы/модели/подходы оценки изменения торговой политики и поддержки отечественного производителя взаимодополняют друг друга и не являются взаимоисключающими, поскольку каждый из них имеет сравнительные преимущества и ограничения.
Конечно же, это технические вопросы, но именно профессионалы и должны делать оценку «выгод и потерь» с применением необходимого инструментария и подходов.
Очень важно, чтобы запланированные или уже проводимые анализы по изучению возможности вступления или невступления Республики Таджикистан в ЕАЭС охватывали следующие сектора и подсектора экономики: Сельское хозяйство; пищевая промышленность; текстильная и швейная промышленность; добыча энергетических и неэнергетических материалов; химическая промышленность; металлургия и производство готовых металлических изделий; производство машин и оборудований; другие промышленные сектора экономики; производство лекарственных средств и медицинских изделий; сектор услуг (все виды); сектор образования; здравоохранение; транспорт (все виды); финансовый сектор; энергетика (электроэнергия, газ, нефть и нефтепродукты) и т.д.

Понятно, что предстоит детально изучить очень широкий круг вопросов. Но все же, давайте исходить из предположений. Предположим, что после детального изучения вопроса Таджикистан все-таки решит вступить в ЕАЭС. В этом случае, какие существующие торговые барьеры могут быть сняты, а какие все же сохранятся?

— Вхождение в любое экономическое интеграционное объединение подразумевает изменение торговой политики по отношению к третьим странам, не входящих в данное объединение, и введение единой экономической политики стран-членов союза.

Для защиты внутреннего производителя странами широко используются тарифные и нетарифные барьеры и меры.
Вступление в ЕАЭС позволит снять существующие тарифные барьеры/меры между страной претендентом на вхождение и странами-членами объединения. Если страна является нетто импортером, то ее вхождение в объединение чревато потерями для бюджета, за счет применения нулевых ставок на импортируемые товары из стран-членов союза, т.е. действия правила по свободному перемещению товаров и услуг внутри объединения. Если страна до вступления в какое-нибудь объединение имеет двухсторонние и/или многосторонние соглашения о свободном передвижении товаров и услуг между ними, то после вступления в союз, не ожидается существенных потерь для бюджета, но это относиться только двухсторонней торговли. Однако вступление в ЕАЭС, сделает импортируемые товары из третьих стран более дорогими для таджикских потребителей, поскольку применяемые сейчас Таджикистаном тарифы ниже, чем аналогичные тарифы стран-членов ЕАЭС, следовательно, следует ожидать значительных потерь для бюджета страны.
В целом, вступление в любое интеграционное объединение позволит снять существующие тарифные барьеры, тогда как, было бы наивным надеяться на автоматическое снятие существующих и часто используемых странами-импортерами нетарифных барьеров по отношению к торговым партнерам.
К нетарифным мерам относятся квоты, лицензии, технические барьеры в торговле (ТБТ), инвестиционные меры, связанные с торговлей, санитарно-фитосанитарные (СПС) меры, экспортные ограничения, запрет, ограничения в оказании послепродажных услуг, антиконкурентные меры, создание барьеров по признаку страны происхождения товара, сборы, налоги и другие нетарифные меры, финансовые меры, контроль цен, ограничение распределения продукции, таможенные сборы, финансовые меры и антидемпинговые меры.
Из вышеперечисленных нетарифных мер, которые могут быть применены по отношению к импортируемым товарам странами-импортерами ветеринарные, эпизоотические, санитарно-фитосанитарные меры применяются независимо от членства страны в любом из видов интеграционных объединений. Следовательно, в случае вступления Таджикистана в ЕАЭС не следует ожидать снятие всех нетарифных барьеров для экспортируемых товаров из Таджикистана в страны ЕАЭС. Вот над чем нам следует поработать, независимо от того вступим мы в ЕАЭС или нет. Важно, чтобы производимые и экспортоориентированные товары соответствовали требованиям санитарных и фитосанитарных мер и подобные нетарифные меры не служили препятствием для экспорта товаров, не только на рынке ЕАЭС, но и на рынке стран-членов ВТО.

Порой складывается впечатление, что Таджикистан торопят со вступлением в ЕАЭС. Не считаете ли Вы, что экономика Таджикистана еще не подготовлена к интеграции в Евразийский экономический союз?

— От создания региональных интеграционных объединений выигрывают те страны, которые являются нетто экспортерами продукции, поддерживают отечественных производителей и ищут новые рынки для реализации своей продукции. Здесь не бывает исключений, это относится как развитых стран Запада, так и сравнительно развитые страны ЕАЭС. Тогда как, страны нетто импортеры товаров и услуг остаются в проигрыше.
Любые региональные интеграционные объединения создаются и служат интересам ключевых стран этих объединений, для получения конкурентных преимуществ для экспорта своей продукции (которая неконкурентоспособна на мировом рынке аналогичных продукций) и ищут пути расширения рынка для сбыта своей продукции, путем включения новых стран нетто-импортеров в интеграционное объединение.
Однозначно, наша национальная экономика не готова к интеграции, поскольку Таджикистан является нетто импортером товаров и услуг, и от вступления страны в ЕАЭС в проигрыше остаются как внутренние производители, так и потребители. Если Таджикистан являлся бы нетто экспортером, то ответ на данный вопрос был бы противоположным, чисто с экономической точки зрения.

Среди критиков интеграции часто звучит мнение, что ЕАЭС лишит нашу страну самостоятельности. А вы как считаете, в случае, если Таджикистан все же станет членом данного союзного объединения, то сможем ли мы вести самостоятельную экономическую политику?

— Однозначно – нет! Как и члены любых других подобных экономических объединений, введение независимой экономической политики (статьи 1, 62 и 63 Договора ЕАЭС), наряду с применением единых таможенных тарифов по отношению к третьим странам (статья 42 — Договора ЕАЭС) и монетарной политики (статья 64 — Договора ЕАЭС) являются прерогативой наднационального органа.

Но все же какие-то выгоды наверное от этого объединения есть? Какую выгоду от этой интеграции, например, может получить бизнес-сообщество Таджикистана?

— Выгоды бизнес-сообщества на прямую зависят от уровня их прямой и косвенной поддержки со стороны государства, создания лучших условий для введения бизнеса в странах-членах ЕАЭС и т.д. Думаю, нашему бизнес-сообществу не стоит ожидать выгод за счет расширения рынка сбыта таджикской продукции. Так как наша страна имеет всего несколько экспортно-ориентированных видов продукции, рынком реализации которых, в основном являются как страны ЕАЭС, так и страны не входящие в это объединение (Китай, Афганистан, Иран, Турция, страны Европейского Союза). На мой взгляд, наоборот, бизнес-сообщество почувствует сильную конкуренцию даже на внутреннем рынке. Этот вопрос также требует детального анализа и подтверждения или опровержения данных предположений. Как я уже ранее упоминал, тарифные барьеры будут сняты (и в чью пользу они будут, следует изучать более подробно), а некоторые нетарифные барьеры в дальнейшем продолжат служить препятствием для торговли, если произведенные товары в Таджикистане не будут соответствовать требованиям потенциальных рынков. Например, наглядным подтверждением является действия Казахстана, который не пустил на свой рынок мясную и молочную продукцию из Кыргызстана, ссылаясь на их несоответствие требованиям ветеринарных, эпизоотических, карантинных, санитарных и фитосанитарных норм. Хотя Кыргызстан с 12 августа 2015 г. является полноправным членом ЕАЭС. Вот над чем следует безотлагательно поработать, чтобы производимая нами и ориентированная на экспорт продукция соответствовала всем требованиям ЕАЭС, нормам ВТО, и других потенциальных рынков. И это необходимо делать независимо от вступления в ЕАЭС.
Более того, на мой взгляд, следует ожидать и сокращения численности занятых в секторе розничной торговли (занятые предпринимательской деятельностью на рынках страны), которые торгуют импортированными товарами из Китая, Ирана, Турции, Индии и т.д. Следовательно, будут снижаться и поступления в бюджет за счет налоговых отчислений. Вопросы дальнейшего обеспечения рабочими местами этой категории экономически активного населения будут также актуальными.

Вы затронули вопрос занятости населения внутри страны. А как будут обстоять дела у трудовых мигрантов? Открывает ли членство в ЕАЭС какие-то возможности для таджикских трудовых мигрантов?

— Свободное передвижение трудовых ресурсов, наряду с товарами, услугами и капиталом является основой большинства экономических интеграционных объединений, и ЕАЭС не исключение. Статьи 96-98 Договора ЕАЭС (XXVI раздел) посвящена вопросам трудовой миграции.
В пятом пункте Статьи 97 говорится, что «срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенное трудящимся государства-члена с работодателем или заказчикам работ (услуг)». Шестой пункт данной статьи позволяет мигрантам и членам их семей регистрироваться по месту жительства (постановки на учет) в течение 30 дней со дня въезда, тогда как гражданам Таджикистана в настоящий момент для регистрации по месту жительства отведено 15 дней.
Также при въезде трудящиеся мигранты продолжат, как и сейчас, заполнять миграционные карточки учета, а граждане, въехавшие на территорию одной из стран-членов ЕАЭС на срок менее 30 дней, освобождаются от их заполнения.
В случаи досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток со дня въезда, трудовые мигранты имеют права без выезда из государства трудоустройства в течении 15 дней заключить новый трудовой договор и продолжить трудовую деятельность (пункты 7-9, Статья 97).
98-я статья Договора ЕАЭС посвящена правам и обязанностям трудовых мигрантов. Условия и порядок социального обеспечения (социальное страхование), за исключением пенсионного обеспечения, едины как для граждан стран приема, так и для трудовых мигрантов. А вопросы пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством страны постоянного проживания граждан, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами членами (пункт 3, Статья 98).
Доходы трудящихся мигрантов облагается налогом в соответствии с международными договорами и законодательством государства трудоустройства, с учетом положений Договора ЕАЭС (Статья 98).
В Статье 98 также обговорены вопросы предоставления скорой помощи (экстренной и не отложной помощи) трудовым мигрантам и членам их семей, и иной медицинской помощи (регулируется приложением 30 к данному Договору), право вступать профессиональные союзы, посещение детей мигрантов дошкольных и школьных учреждений, получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства, соблюдение закона, уважение культуры и традиции государств трудоустройства, нести ответственность за правонарушения в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Ссылаясь на статьи 96-98, а также приложение 30 к настоящему Договору, можно сделать следующие выводы (только относительно трудовых мигрантов), в случаи вступления в ЕАЭС:
— Срок регистрации по месту пребывания увеличивается с 15 до 30 дней;
— В случаи досрочного расторжения контракта после истечения 90 дней со дня въезда, трудовые мигранты имеют права без выезда из государства трудоустройства в течении 15 дней заключить новый трудовой договор и продолжить трудовую деятельность.
То есть, не стоит ожидать кардинальных изменений в вопросе трудовой миграции при вступлении в ЕАЭС и ожидать существенных облегчений для трудовых мигрантов, если ссылаться на соответствующие статьи Договора ЕАЭС, посвященные трудовой миграции. Вполне возможно, запреты на въезд выдворенным и депортированным гражданам Таджикистана могут быть сняты (по примеру Кыргызстана), скорее всего, для легально трудоустроенных, но не более того. Но о подобной практике ни слово не сказано в соответствующих статьях Договора ЕАЭС.
Приоритетами Таджикистана в вопросе трудовой миграции, независимо от вхождения в ЕАЭС должны быть следующие, что служат основной защиты прав трудовых мигрантов и членов их семей:
— Подготовка специалистов-мигрантов в соответствии с требованиями внутреннего и внешнего рынков труда;
— обучение и знание языков;
— организованный набор и обеспечение легального трудоустройства граждан за пределами страны;
— изучение и соблюдение основных законов страны приема трудовыми мигрантами, уважение и толерантное отношение к традициям местного населения;
— диверсификация трудовых миграционных потоков.

Видимо, пока что еще существует больше вопросов чем ответов. Не лучше ли Таджикистану сначала присмотреться к тому, как будет интегрироваться Кыргызстан, а потом двигаться дальше?

— Прежде чем принимать какое-нибудь решение о вступлении или невступлении, отложение процесса вступления до повышения конкурентоспособности экономики, развития экспорта и его диверсификации, или необходимости начала диалога о создании между Таджикистаном и ЕАЭС всеобъемлющего соглашения о зоне свободной торговли, Таджикистан должен всесторонне изучить все выгоды и потери, от принятия того или иного решения, на основе проведения предложенных и других всеобъемлющих исследований. Также стоить изучать опыт присоединения Кыргызстана, проблем, с которыми будет сталкиваться соседняя страна, будучи членом ЕАЭС. Более того, при анализе необходимо также изучать каждую статью Договора ЕАЭС, с его приложениями и протоколами.
В целом, любое решение не должно быть поспешным, должно быть принято на основе превалирования выгод над потерями, отвечающий стратегическим интересам страны и его дальнейшего устойчивого развития.
Следует помнить, что любые экономические интеграционные объединения, ЕАЭС не исключение, подразумевает делегирование части полномочий государства на наднациональный уровень, поскольку они являются прерогативами наднационального органа.

Сулхия АХМЕДОВА
Dialog.TJ.

Лекториум он-лайн

[youtube_channel resource=0 cache=0 random=true fetch=25 num=1 ratio=3 responsive=1 width=306 display=thumbnail norel=1 nobrand=1 showtitle=above desclen=0 noanno=1 noinfo=1 link_to=none goto_txt="Visit our YouTube channel"]

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>