Глобальные процессы наряду с положительными тенденциями Сегодняшнее характеризуются дегуманизацией, ростом эгоистических интересов, отсутствием смыслового содержания жизни. Живя только настоящим, не задумываясь о будущем, не опираясь на нравственные основы, выработанные народом всей прошедшей историей, человек становится одиноким, оторванным от своих «корней» индивидом, у которого нет будущего. Ведь, как справедливо замечает Р. Абдулатипов: «Человек создает свое будущее в настоящем, продолжая воссоздавать прошлое»(1).
Свобода от традиции, морали, ответственности, отказ от культурных достижений прошлого формируют особый тип человека, который не в состоянии ответить на вызовы социальности. Такой человек несвободен ни от предрассудков, ни от собственных желаний, он свободен только от нравственных принципов. Между тем, культурный человек должен согласовывать свои личные устремления с общими, соизмерять свои устремления с устремлениями других людей.
Механизмом реализации этого нравственного принципа является совесть. В совести проявляется сущность человека, т.к. именно она – стержень духовности. Отказ от нравственности лишает человека внутренней свободы, сковывает его способности и самореализацию. Без совести человек закрепощен, а достигнутые свободы оказываются симулякрами.
Совесть вырабатывается в коллективном сотворчестве, на что справедливо обращает внимание в своем исследовании Р. Абдулатипов. Ведь добро и зло, прекрасное и безобразное настолько многолики, что разобраться в них отдельному человеку трудно. Поясняя значимость коллективного опыта, Р. Абдулатипов сравнивает его с огромным грузом, без которого человек не сможет осуществить полет, как это не может сделать многотонный самолет без крыльев и горючего: «Без «горючего материала» человеческой культуры и традиций, — пишет Р. Абдулатипов, — человек не сможет вырабатывать в себе энергию…»(2).
Человек — это не абсолютный идеал. Он – сочетание, синтез божественного и дьявольского, добра и зла, света и тьмы. Суть человека заключается в постоянной борьбе со злом. В этом величие человека. Но в этой индивидуальной борьбе он может победить, только опираясь на социокультурный опыт народа. Нравственные качества, воплощенные в социокультурном опыте, утверждают сущность человека. Концентрация этого опыта — в народных сказках. Сказка учит отличать хорошее от плохого, видеть красоту мира. Знания о добре и зле становятся эффективным средством социализации, помогая детям приобщиться к национальным истокам, адаптироваться к реальной жизни, в которой сказочные испытания становятся реальными проблемами.
Сказки представляют собой жизненную философию народа, а сказочные герои выражают его дух. Очевидно, поэтому Н.О. Лосский полагал, что одно из важнейших задач при исследовании характера народа «состоит в том, чтобы определить какие свойства народа представляют собой первичное содержание его души и какие свойства вытекают из его первоосновы»(3). Такая первооснова – в народных сказках. В них отражены идеи, чувства, стереотипы поведения народа. В таджикской пословице говорится: «Добро со злом как друг с врагом не уживутся вместе. Все существует на своем определенном месте». Представления народа о добре и зле зафиксированы в сказках.
Сказки представляют собой целый пласт культуры, затрагивая различные сферы жизни народа. Они адекватны действительности. Ведь они создавались народом, основываясь на поведении и особенностях характера реальных людей. В героях сказок мы узнаем себя. Мы бываем находчивыми как бедняк, который смог ответить визирю, сколько звезд на небе. Или как незадачливый мечтатель оказываемся со своими бесплодными мечтаниями перед разбитым горшком да разлитым кислым молоком. Мы бываем любезны и проявляем чудеса смекалки как юноша из сказки «Падишах и визирь», трудолюбивыми и приветливыми как Гульмох («Семь братьев и одна сестра»). Мы совершаем неразумные поступки, не задумываясь об их последствиях, как Лак и Пак из одноименной сказки. Мы бываем открытыми и гостеприимными, готовыми приютить, накормить и обогреть любого, кто нуждается в нашей помощи, как юноша из сказки «Цапля-волшебница», но может остаться и равнодушными к бедам другого человека как падишах из сказки «Плешивец».
Через такое сравнение мы анализируем свое поведение, задаем себе вопросы: «Не похож ли я на Ахмада и Рахмата из сказки «Два приятеля», когда начинаю оговаривать за глаза своего друга?» И сразу образы сказочных персонажей воссоздают картину последствий такого поступка – наказание за хулу. «Может ли стать счастливым человек, если в его поисках он коварен и лицемерен, совершает подлые поступки и даже предательство близких людей?. «Нет», — отвечает нам сказка «Бахрам и Бахман». «Не становлюсь ли я таким же, как падишах из сказки «Тахир и Зухра», навязывая свою волю детям в выборе суженого? Не повторит ли моя дочь, выданная замуж против своей воли в угоду мне судьбу Зухры?». Это совсем непраздные вопросы, над которыми стоило бы задуматься. Ведь согласно исследованию, проведенному в 2011 году в Согдийской области, брак по принуждению является основной причиной, по которой женщины моложе 24 лет совершили самоубийство или его попытку (4).
Брак по принуждению — это насилие над женщиной, которому она сопротивляется как Майрамби из сказки «Сандаловое дерево». Убегая из отчего дома, девушка обращается к своим родителям: «Была ты матерью моей, теперь ты враг, всех в мире злей… Ты прежде был моим отцом, теперь ты стал моим врагом.»(5). Молодежь не приемлет жизнь в условиях, когда их свобода в принятии важных, определяющих дальнейшую жизнь решений ограничивается.
Насилием в сфере семейно-брачных отношениях является не только принуждение к замужеству, но и одобрение жестокого наказания детей, избиения жен. Результаты исследования в Согдийской области свидетельствуют о том, что случаи брака по принуждению, жестокого обращения с детьми и насилия в семье участились на 40%-54% за последние годы (6). Как не вспомнить сказку «Умелая женщина» в назидании тем мужьям, которые подобно высокомерному и кичливому баю, несправедливы и жестоки по отношению к своим женам. Несмотря на послушание мужу, жена бая не дала себя в обиду, показав, что она – не безропотная рабыня, а полноправная хозяйка дома.
Сюжеты волшебных сказок строятся, как правило, вокруг семейных отношений. При этом создание семьи, отмечает в своем исследовании Л.К. Иброгимова, является обязательным для каждого члена общества (7). Счастливая и благополучная семья – заветная цель не только сказочных персонажей. В иерархии ценностей современной молодежи Таджикистана семья занимает доминирующую позицию. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные Ш. Шоисматуллоевым, М. Комиловой (8).
Создание счастливой и благополучной семьи не простая задача. В сказках содержатся описания различных трудностей и преград, которые должны преодолеть герои, чтобы, в конце – концов «жить-поживать да добра наживать»: преодолеть высокие перевалы, переплыть бурные реки и перейти через безводные пустыни. Только тот, кто с честью выдержит испытания заслуживает счастливой и благополучной семейной жизни. Мечты и заботы сказочных персонажей отражают устремления реальных людей. Отцы семейства мечтают о рождении сына – продолжателя рода. Рождение девочки воспринимается менее предпочтительно. Ведь по традиции к девочке относятся как к лишнему рту, временному работнику (9). А женщина, родившая сына, пользуется особым почетом и уважением в обществе. Образ женщины – матери, обладающей силой воли и мужеством, наряду с седовласым старцем является олицетворением мудрости народа.
Вежливое и учтивое отношение к старшим вознаграждается мудрым советом, без которого не смог бы юноша из сказки «Говорящие попугаи» добраться до заветного сада, а сестра не смогла бы спасти брата от чар волшебных птиц. Без мудрого совета своего престарелого отца не смог бы Искандар, персонаж таджикской народной сказки «Драгоценный камень», добиться успеха, стать счастливым и жить в благополучии. Добрый совет, бескорыстие, помощь нуждающимся – в этом и заключается мудрость.
В сказках созданы условные портреты женщин и мужчин, которые можно охарактеризовать как идеальные образы. Женщина – красавица, которая умеет вкусно готовить и никогда не сидит без дела. Она опрятна и следит за порядком в доме. Ей свойственны такие качества как находчивость, смекалка, смелость и оптимизм.
Мужчина – богатырь – самоотверженный и великодушный. Он учтив и проявляет милосердие к ближним, заботлив и с уважением относится к женщине. Он отважен: «Я – мужчина, — бесстрашно говорит младший сын из сказки «Золотая птица», смело глядя в глаза смерти, — мне стыдно вернуться домой ни с чем» (10). Мужчина не должен бояться трудностей, он должен научиться их преодолевать.
Сказки учат, что путь к светлому будущему лежит через препятствия. Счастье достичь трудно, но возможно, если ты не ищешь легких путей, смело идешь навстречу всем испытаниям.
Сказки учат, что вероломство и коварство, зависть и ревность, лицемерие и склонность к интригам, предательство и беспечность неприемлемы в отношениях друг к другу и неотвратимо ведут к наказанию. «Тело, переполненное вожделениями, страстями, страхами, без духа и нравственности ведет человека к рабству и деградации» (11). С этим утверждением Р. Абдулатипова вполне согласуются нравственные принципы таджикских народных сказок.
Сказки учат, что бесконечное материальное потребление не обеспечивает человека счастьем. Человек не должен уподобляться жадной собаке, которая, увидев свое отражение в воде, решила отобрать у него кость. А решение следует принимать не второпях, а после раздумий: «.. падишах должен был тщательно разузнать обо всем, тогда уже принимать решение. Эта безрассудная поспешность падишаха и явилась причиной напрасных жертв», — не без оснований рассуждает персонаж сказки умная и красивая Фариштамох (12).Таким образом, в народных сказках отражается национальный менталитет, представления народа о мире, его нравственные и эстетические ориентации.
В сказках воспроизводятсяоднажды найденные, удивительно удачные и удобные, оптимальные для среды обитания модели поведения. Однако абсолютизация традиций лишает человека возможности проявления своей воли, формирует духовный инфантилизм – признак духовной неразвитости индивида, его духовного несовершеннолетия, что, в свою очередь, является свидетельством дегуманизации общественных отношений.
Коллективный опыт – это не беспрекословный авторитет. Одни элементы социокультурного наследия принимаются и реализуются в жизни, другие – могут быть признаны пагубными, требующими искоренения. Такой анализ может осуществить только общество, в котором возможна реализация личностного потенциала, в котором доминирующим является духовно зрелая личность. Такая личность обладает внутренней свободой, которая может быть интерпретирована как гармония между потребностями человека и нравственными принцами общества.
Поэтому важным является не простое восприятие и усвоение традиций, а процесс интерпретации и выбора традиционных образцов, о чем свидетельствует законодательная практика в Республике Таджикистан (Закон об ответственности родителей за воспитание детей, Закон о регулировании обычаев и традиций, Закон о предупреждении насилия в семье).
Дефицит коллективных, родовых связей и ответственности, с одной стороны, дефицит индивидуальных прав и свобод, с другой, — две крайности, которые необходимо преодолеть современному обществу. Абсолютизация как индивидуализма, так и коллективизма разрушает общество, способствуя нарастанию в нем энтропии. Сущность человека выражается не только в том, чтобы утвердить собственную индивидуальность, но и в том, чтобы осознать индивидуальность других. Отсюда чувство добродетельности, сострадания и другие нравственные опоры человека, которые представляют собой коллективный опыт, отраженный в народных сказках. «Прими ты назиданья, милый, и запасайся ими впрок. Ведь молодым, счастливым людям есть в назиданиях урок», — гласит таджикская пословица. Читайте сказки и будьте счастливы.
Ладыгина О.В.
доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой культурологии, педагогики и психологии Российско-Таджикского (славянского) университета
1Абдулатипов Р. Воля к смерти (Философия кризиса глобального человека).- М.: Классикс Стиль, 2007.-С.12
2Абдулатипов Р. Воля к смерти (Философия кризиса глобального человека).-М.: Классикс Стиль, 2007.-С.8-9
3Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики; Характер русского народа.-М, 1991.- С.238
4Исследование распространенности и динамики самоубийств среди детей и молодых людей (в возрасте от 12 до 24 лет) в Согдийской области Таджикистана / Детский фонд ООН. Июль 2013..- С. 61
5Таджикские народные сказки / сост. и обработка РаджабаАмонова/ — Душанбе, «Ирфон».- 1980.- С.51
6Исследование распространенности и динамики самоубийств среди детей и молодых людей (в возрасте от 12 до 24 лет) в Согдийской области Таджикистана / Детский фонд ООН. Июль 2013.- С. 62
7Иброгимова Л.К. Отражение гендерных отношений в таджикских народных сказках/ Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-Душанбе.-2004
8Шоисматуллоев Ш. Особенности современного транзита и проблемы идентичности / Современное таджикское общество: трансформационные процессы.- Душанбе, 2011.- С.94-95
9Исследование распространенности и динамики самоубийств среди детей и молодых людей (в возрасте от 12 до 24 лет) в Согдийской области Таджикистана / Детский фонд ООН. Июль 2013.- С. 62
10Таджикские народные сказки / сост. и обработка РаджабаАмонова/ — Душанбе, «Ирфон».- 1980.-С.118
11Абдулатипов Р. Воля к смерти (Философия кризиса глобального человека).-М.: Классикс Стиль, 2007.- С.32
12Таджикские народные сказки / сост. и обработка РаджабаАмонова/ — Душанбе, «Ирфон».- 1980.-С.210
4
.