Таджикскую национальную одежду уже можно купить и в Кабуле. В центре афганской столицы открыт бутик, где продают таджикские национальные наряды из атласа, адраса и чакана.
Аёмиддин Мирхиджриён, хозяин бутика, говорит, что афганки покупают таджикскую национальную одежду в основном для торжественных церемоний и свадеб.
Махваш, 28-летняя жительница Кабула, готовится к свадьбе. «Я пришла выбрать себе платье, у меня на днях состоится церемония «ночь хны», сказала Махваш Радио Озоди.
«Ночь хны» можно назвать девичником, она проводится за один или два дня до свадьбы. Собираются все подруги и родственницы невесты, наряжаются в красивые платья, сама невеста обычно в красном платье, а её лицо закрыто красной вуалью. По традиции, рисунок хной сначала наносится невесте и самым счастливым в браке девушкам, а затем всем, кто хочет выйти замуж. Считается, что это принесет удачу в браке. Кстати, в некоторых странах, например — в Пакистане, цвет свадебного платья традиционно красный. «У нас в Афганистане последние годы невесты в «ночь хны» одевают красивые платья. Сейчас в моде одежда из Индии и Пакистана. Я решила надевать таджикскую национальную одежду, она мне очень нравится», говорит Махваш.
В бутике в центре Кабула продают только национальную таджикскую одежду
Аёмиддин Мирхиджриён говорит, что уже второй раз ввозит в страну женскую одежду из Таджикистана. «В Таджикистане эти платья я покупаю по цене от 300 сомони ($35) до 1000 сомони ($115). Продаю по той же стоимости — сейчас для меня важнее не прибыль, в привлечение покупателей», говорит хозяин бутика таджикской одежды.
По его словам, выйти на улицы Кабула в таких ярких и красивых нарядах — небезопасно. Афганки на улицу выходят в хиджабе, а яркие и красивые наряды одевают, в основном, во время свадеб.
Кстати, до начала длительных военных действий, в 1920-1970 гг., афганская столица считалась одним из самых модных городов мира. В 1969-м году журнал «Вог» даже опубликовал отдельный сюжет, посвящённый истории афганской моды.
В августе прошлого года в Кабуле прошёл показ этнической афганской одежды. Как сообщил Центр Льва Гумилева, национальные костюмы различных этнических групп Афганистана представили более двадцати моделей, в том числе шесть девушек.
Это был третий модный показ в Кабуле за последнее десятилетие. Первый раз местные модельеры представили свои новинки в 2006 году в одном из подвалов Кабула при повышенных мерах безопасности –такие мероприятия неизбежно сталкиваются с протестами консервативно настроенной части афганского общества.
В самом Таджикистане власти последние годы ратуют за национальную одежду. Нижняя палата парламента страны 23 августа прошлого года несла поправки в закон «Об упорядочении традиций и обрядов», которые обязывают граждан носить национальную одежду и в повседневной жизни и на праздниках.
Местные аналитики считают, что принятие поправок – очередной этап начатой властями Таджикистана кампании против ношения хиджаба и сатра. Хотя чиновники неоднократно заявили, что в стране начата борьба не с хиджабом и сатром, а с ношением чуждых нарядов и с «непристойной» полуголой одеждой, противоречащей национальной культуре и религии таджиков.
Хиджаб и сатр — платок, завязанный спереди и прикрывающий грудь, в Таджикистане были объявлены чуждым национальным традициям и ценностям главой государства Эмомали Рахмоном.