В Таджикистане развернулась официальная кампания против ношения чуждой таджикской культуре и традициям одежды, целью которой является предотвращение радикализации общества.
Однако некоторые называют запрет на ношение хиджабов и сатров вмешательством в личную жизнь граждан и нарушением права на свободу вероисповедания.
Таджикская женщина-ученый, доктор философских наук, сотрудник Института истории и философии АН РТ Зулайхо Усмонова, которая завершила свое исследование на тему влияния чуждой культуры на национальную культуру, говорит, что эти процессы не должны оцениваться поверхностно и на эмоциях.
Радио Озоди: На Ваш взгляд, с чем связана активизация борьбы с «чуждой культурой»? Обеспокоенность властей вызывают лишь головные уборы женщин?
Зулайхо Усмонова: Я думаю, что в некоторых случаях даже необходима жесткость властей. Мы прошли через войну, противостояние с исламистами. К сожалению, эти силы до сих пор имеют влияние на определенную часть нашего общества. Нельзя, конечно, распознать человека по внешнему облику. Но, как говорится, внешность – отражение внутреннего мира человека. Те проблемы, с которыми сегодня столкнулось наше общество, связаны с невежеством и неграмотностью некоторых людей. Многие граждане не понимают смысла светского общества и светского государства. Поэтому я считаю правильными действия правительства в этом направлении, несмотря на некоторые недостатки. С такими негативными явлениями общества нужно бороться жестко и пресекать на корню. В противном случае наше общество будет активно исламизироваться, что может привести к нежелательным последствиям, появлению таких радикальных движений, как Талибан в Афганистане.
Радио Озоди: Власти Таджикистана пытаются взять под контроль религиозную сферу, в том числе способы ношения одежды. В Таджикистане реализуется кампания по борьбе с чуждой одеждой, которую многие воспринимают вмешательством в личную жизнь. Зачем власти предпринимают такие действия?
Зулайхо Усмонова: Хотела бы ответить на данный вопрос реальным примером из жизни. Власти серьезно обеспокоены тем, что люди могут оказаться под влиянием радикальной идеологии, навязанной внешними силами. Предположим, ваш сосед не выпускает свою дочь из дома с непокрытой головой и требует надеть хиджаб либо сатр. Но на этом требования не заканчиваются. С большой вероятностью далее он запретит дочери учиться в школе, а потом тайно выдаст ее в 15-летнем возрасте замуж. В итоге рушится вся система светского государства. Вот что нужно понять. Внешний облик человека отражает его внутреннюю сущность, оказавшуюся под влиянием чуждой культуры. Вот что вызывает обеспокоенность властей и какие последствия они хотят предотвратить.
Радио Озоди: На ваш взгляд, на какой стадии находится процесс исламизации таджикского общества?
Зулайхо Усмонова: Исламизация таджикского общества началась в 2000-х годах. Идеологическую пустоту в те годы быстро заполнили религиозные деятели и пропагандисты. Теперь власти хотят исправить ситуацию, что, конечно, приводит к недовольству некоторой части населения.
Если вы помните, в начале 2000-х правительство страны было занято восстановлением государства и поднятием экономики, ведь гражданская война задела практически все сферы жизни. Возможно, именно тогда некоторые процессы в обществе остались незамеченными властями.
Радио Озоди: На ваш взгляд, каким образом чуждая одежда приглянулась таджикским женщинам, ведь мода на нее стремительно набрала обороты?
Зулайхо Усмонова: Думаю, что первыми «законодателями» чуждой моды стали те, кто вернулся на родину из Афганистана после подписания мирного соглашения. Именно там, за годы своего пребывания, они попали под влияние совершенно неподходящей для нас одежды, сатров и хиджабов. Затем стали «модными» призывы и проповеди священнослужителей, такие диски можно было купить в любой точке страны, а аудиозаписи прокручивались в общественном транспорте и на базарах. Проповедники злоупотребляли предоставленной свободой, занимались «промывкой» мозгов населения.
Радио Озоди: Борьба с головными уборами верующих велась еще в Советском союзе. Но те времена люди вспоминают с теплотой, а сегодняшние меры правительства воспринимаются частью населения в штыки. Почему так происходит?
Зулайхо Усмонова: Люди с ностальгией вспоминают советское прошлое, потому что государство предоставляло им социальные льготы, бесплатные возможности. Даже для безработных.
Радио Озоди: Да, но сейчас способы борьбы с исламизацией общества совсем другие.
Зулайхо Усмонова: Способы борьбы с религиозным фанатизмом при Союзе и сегодня различаются. Может, многие забыли, но при Союзе было сложно, а иногда и невозможно ходить в мечеть, строить религиозные сооружения, праздновать религиозные праздники. Сейчас это не проблема. Сегодня религиозные праздники отмечаются на государственном уровне, а государство с уважением относится к религиозным чувствам верующих.
Раньше можно было по пальцам одной руки пересчитать мечети. В Согдийской области была всего одна мечеть — Шайха Муслихиддина в Худжанде, куда мой отец отправлялся прочитать намаз за 22 километра от дома. Сейчас в области десятки мечетей и верующие могут спокойно совершать намаз.