20 ноября 2015 года в гостинице «Шератон» открылась фотовыставка Анисы Собири «Знаки Согдианы». Первый вопрос, который мне задала Аниса: «Кто такие согдийцы?».
В долину реки Зеравшан согдийцы мигрировали в начале 1 тысячелетия до н.э. Прошло время, и они превратили эту землю в цветущий сад. Ведь в основе названия страны Согд (Сугуда) лежит термин, обозначающий долину рек с плодородной наносной лёссовой землей (гил). В Авесте Согдиана описывается как страна плодородных долин, богатая садами.
Уже в VII-VI веках до нашей эры в стране было множество укрепленных городских поселений, среди них и столица Согдианы – Мараканда. Основание города зороастрийское предание связывало с именем эпического героя Сиявуша.
Согдийцы создали разветвленную сеть ирригационных сооружений. Они выращивали пшеницу, рис, виноград, разводили скот. В горах Согда добывали золото, серебро, железо, олово, медь, ртуть, киноварь, самоцветы. В ремесленном производстве ведущее место занимала обработка металла. Согдийские ремесленники выделывали хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани.
Во многих городах Согдианы при археологических раскопках были найдены гончарные мастерские, в которых выделывалась поливная глазурованная керамика. Большого мастерства ремесленники достигли в изготовлении изделий из цветного стекла и писчей бумаги.
По свидетельству современников, согдийцы были искусными торговцами. Китайский монах-паломник VII века Сюань Цзяна обратил внимание на то, что половина жителей Согдианы занималась земледелием, половина — торговлей. Согдийцы фактически держали в своих руках торговлю на всем восточном участке Шелкового пути от Мерва до берегов реки Хуанхэ. Торговые связи Согда простирались до северных берегов Каспийского моря и Средиземноморья. Изделия согдийский мастеров были найдены на Урале и в Сибири.
В Самарканде родившимся мальчикам намазывали язык «каменным медом», а на ладонь клали клей, чтобы она крепко держала денежку. С пяти лет они изучали книги, а когда подрастали, то их посылали учиться торговать.
В городах Согда процветали искусства и литература. Согдийская письменность была основана на использовании арамейского алфавита.
С древних времен Согдиана была зоной интересов разных народов, здесь прошли не только торговые магистрали Великого шелкового пути, но и завоеватели: войска Александра Македонского и арабских халифов, татаро-монгольские орды. В историю вошли имена бесстрашных воинов, защищавших свою землю от завоевателей.
Согдийцы во главе со Спитаменом оказали упорное сопротивление Александру Македонскому, один из последних согдийских правителей Деваштич не склонил головы перед арабскими завоевателями, не покорился им. Он удалился в свое родовое владение Пенджикент и там, в семидесяти километрах от города, на горе Муг построил неприступную крепость. Только спустя 10 лет сопротивление было сломлено.
Гордость за свое героическое прошлое нашла отражение в изобразительном искусстве. Самым популярным героем был Рустам. Сказание о его семи подвигах украшают фризы дворцовых залов древнего Пенджикента.
Разными путями, с торговлей и войнами, проникали элементы разных культур в пространство культуры согдийцев, которые сумели найти оптимальный баланс между своей культурой и чужой. В результате получился удивительный синтез: стилизованные изображения скифо-сибирского стиля мирно уживаются с образом четверорукой богиней Нанайи, сидящей на льве; греческий тритон соседствует с индийским драконом; а царь согдийских богов, уподобленный царю богов индийцев, в согдийской одежде и с лирой греческого бога Аполлона. Строительство зданий по типу «вписанного креста» (символа единства мира) было известно и согдийским мастерам. У знаменитой римской волчицы есть в Бунджакате согдийская родственница.
Выдающийся ученый, Борис Ильич Маршак, знаток согдийского искусства, обратил внимание на то, что согдийцы знали почти все культуры своей эпохи и при этом сохранили свое своеобразие, в частности уникальное искусство, воспитывающее активного и обладающего самоуважением гражданина, преданного богам, героическому идеалу, стремящегося овладеть житейской мудростью.
Арабо-монголо-тюркские нашествия, оседание захватчиков и поглощение ими коренных народов в оазисах имели катастрофические последствия. Особенно «постарались» арабские завоеватели, которые яростно уничтожали культурные памятники согдийцев. Была разрушена передовая по тем временам система государственной централизации и высочайшая культура орошаемого земледелия. Именно тогда был начат процесс вытеснения предков земледельцев в горы.
Так скрываясь от войск Александра Македонского, истреблявших и разорявших Согдиану, в долине реки Ягноб поселились наследники Согдианы –ягнобцы. Благодаря недоступности своего проживания ягнобцы не ассимилировались и сохранили остатки древнего, некогда многочисленного народа, его язык и обычаи.
Тысячелетия народ адаптировался к жизни в высокогорье. Поэтому трагедией для него стало насильственное переселение на равнину, предпринятое властями в 70-е годы XX века. В новом климате у ягнобцев появилось множество болезней, и с конца 80-х годов отдельные семьи стали возвращаться в родные горы. Сейчас в долине насчитывается около 60 семей ягнобцев в 14 кишлаках.
Нелегко живет этот народ: дома, сложенные из камней; сельское хозяйство с серпом и мотыгой; мука мелется на каменной мельнице – огромный каменный жернов вращается потоком водопада. Лишенный дорог, мир ягнобцев лишен врачей и учителей. Пять-шесть месяцев в году ягнобцы проводят в «ледниковом периоде». Зимой путь сюда отрезан глубоким снегом, высота которого достигает нескольких метров. Летом — глубокое горное ущелье и отвесные скалы становятся серьезным испытанием для тех, кто хочет посетить эти места.
Несмотря на нелегкий быт и тяжелую работу, ягнобцы полны оптимизма. Им дороги величавые горы, такая труднодоступная, но любимая земля.
Жители современной Согдийской области Таджикистана, как и древние согдийцы, занимаются земледелием и торговлей. Тесные контакты с соседними народами, особенности хозяйственной деятельности сформировали такие особенности их менталитета как пластичность, открытость для межкультурного взаимодействия, развитие частной инициативы, предприимчивость, прагматичность, нацеленность на решение утилитарных задач.
Однако не стоит преувеличивать индивидуализм современных жителей северного Таджикистана. Свобода предпринимательства не ассоциируется с идеями либерализма и демократии, а вписывается в систему сложившегося традиционного патриархального уклада, который сохраняется и по сей день. Важным социальным институтом продолжает оставаться авлод, прочно закрепляя в социальной практике авторитарные традиции. Поэтому идея свободы предпринимательства вполне совмещается с идеей авторитарной власти.
«Себе на уме», — так говорят о себе современные жители Согдийской области. Они не откроют свою душу первому встречному. Для них характерно настороженное отношение к «чужому», стремление скрывать свои истинные чувства, эмоциональная сдержанность и в то же время душевная щедрость, гостеприимство.
Среди положительных представлений о себе жители Согдийской области выделяют: любовь к красоте и хороший эстетический вкус, человечность, интернационализм, стремление жить в комфорте, жизнерадостность.
Знаки древнего Согда мы можем обнаружить не только в сложившейся ментальности современных приемников – жителей северного Таджикистана, но и в языке. В научно-популярной литературе мы находим сведения о том, что согдийский язык относится к мертвым языкам северо-восточной подгруппы среднеиранских языков. Действительно, с VIII века после арабского завоевания согдийский язык вытесняется персидским. К IX веку большая часть населения Согда уже общалась на персидском языке. Окончательно согдийский язык был вытеснен тюркскими языками к XII веку. Жители Верхнего Зеравшана почти до начала XIX века продолжали использовать восточно-иранские согдийские диалекты, но позже, все кроме ягнобцев, ассимилировали и переняли таджикский язык. Но все же живут современные потомки этого древнего языка: осетинский язык и ягнобский.
Вместе с товарами по торговым путям расходились вербальные знаки Согдианы. Основываясь на этнолингвистическом анализе, Б.П. Алиев отмечает, что ягнобский глагол «шийак» и русский «шить» имеет общий корень. Не требуют перевода такие слова как «костюм», «плащ», «пижама».
Не только язык связывает нас. Наше родство зафиксировано на генетическом уровне. Один из ведущих специалистов по ДНК-генеалогии Анатолий Клёсов обращает внимание на то, что славянские народы, таджики и индийцы имеют общий ген R1а в Y-хромосоме мужского населения.
Знак – это материальный предмет. Но, вглядываясь в лица стариков и детей, изображенных на фотографиях Анисы, начинаешь понимать, что их отношение к жизни, к своей стране – это тоже знаки, знаки Согдианы.
Знаки Согдианы — в каждом из нас. Это любовь к родной земле, трудолюбие, щедрость, стремление жить в гармонии с природой и другими людьми.
Ладыгина Ольга,
заведующая кафедрой Российско-Таджикского (славянского) университета, доктор философских наук, Директор Гумилёвского клуба Душанбе
фото —Аниса Сабири