Восприятие ислама среди самих мусульман, а также со стороны исповедующих другие религии, в новейшей истории претерпело существенную трансформацию. Вследствие целенаправленной политизации ислама и радикализации верующих, исламский мир не только вступил в ожесточенную конфронтацию с западной цивилизацией, но и стал внутренне разнородным и разобщенным, оказался втянутым в междоусобные войны и конфликты. Все это привело к утрате или существенному ослаблению ранее относительно устойчивого контроля исламских государств над своими национальными богатствами. Одновременно, намеренное использование для обоснования преступной деятельности исламистской идеологии, выдаваемой экстремистскими и террористическими организациями за «чистый ислам», привело к компрометации ислама, который ныне зачастую отождествляется с терроризмом и джихадистами.
Необходимо подчеркнуть, что подобное стало возможным вовсе не потому, что изменился сам ислам. Как и большинство религий, ислам в силу догматичности и жесткой привязке к первоисточникам, на протяжении более 1300 лет остается в основе своей неизменным. Другое дело, что интерпретация положений этих первоисточников, их адаптация к условиям сегодняшних реалий в ряде случаев оказалась узурпирована определенными политизированными структурами, специально созданными спецслужбами ведущих западных держав.
В результате, как грибы после дождя, по всему миру стали возникать новые современные религиозные организации, последователи и лидеры, специфическая особенность которых заключается в том, что каждый из этих провокаторов и радикалов заявляет, что именно он проповедует «истинный» ислам и, как правило, противопоставляет себя существующей в государстве религиозной системе. Хотя, в действительности, единственным итогом их смердящего воздействия становится раскол в обществе, всплеск насилия, крушение основ государственности, подрыв национальных интересов и порабощение страны иностранными державами. Так было в Ираке, Ливии, Египте и Сирии т.п.
Главная причина произошедших событий в том, что зарубежным эмиссарам удалось искусственным путем в сознании верующих дистанцировать ислам от национальных интересов, разрушить естественную гармоничную связь в душе каждого гражданина между верой и любовью к Родине, религиозностью и заботой о процветании своей страны. Верующие как заговоренные становились орудием в руках иностранных провокаторов, ослабляя собственную государственность, тем самым невольно нарушали каноны ислама, восставали против его сущностного предназначения. Ибо изначально, на заре своего зарождения, ислам был государствообразующим фактором и укрепление, а не ослабление, могущества исламского государства было его предназначением.
Иностранным хозяевам и силам, которые направляли и оплачивали псевдоисламских эмиссаров, было дано указание не говорить об этом мусульманам. Даже, напротив, сознательно внушали мысль о создании халифата, отвлекая их силы на негодный объект, переключая внимание от заботы о своем государстве к нереальному в нынешних условиях объединению мусульманских стран в рамках единого государственного образования. Ослабив национальные государства изнутри, «финансисты» начали расхищать их природные ресурсы, навязывать извне волю и управлять ими. И при всем том, одновременно формировать в международном сообществе мнение об опасности и враждебности для западной цивилизации исламского мира, где благодаря внешним усилиям западных спецслужб сейчас действительно наблюдается эскалация террористических и экстремистских проявлений.
Центральную Азию данные процессы охватили сравнительно недавно и пока не приобрели всеобъемлющего характера. Между тем, учитывая, что в перспективных геополитических проектах данный регион занимает одно из ключевых мест, можно предположить наращивание усилий именно на исламском направлении, внедрение апробированных успешных методик внесения раскола в общество, манипулирование религиозными чувствами верующих и направление их в политическое русло, и при возможности, создание в регионе единого халифата «Хурасана».
Страны Центральной Азии непосредственно соприкасаются или находятся в опасной близости от таких очагов террористической активности, как Афганистан и Пакистан.
Поэтому сегодня, крайне важно начать воспитывать у верующих восприятие ислама на основе уважения и признания национальных ценностей, блокировать и вытеснить из общества веяния фальшивой глобализации ислама, привнесенные извне, оберегать ислам от иностранного вмешательства как практического, так и идейно-теоретического. Воспитание современного поколения и последователей ислама, адекватно оценивать социальные явления, поскольку тенденции манипулирования и политические игры с исламом, будут не только сохраняться, но и нарастать.
Процесс воспитания граждан не может быть самопроизвольным, хаотичным и стихийным. Это в обязательном порядке предусматривает участие государства, формирование им эффективной системы образовательной и идеологической подготовки населения на всех возрастных уровнях, начиная от детского сада, создание самим государством социальных институтов, включая те же самые неправительственные организации. Примером может послужить, известные сентябрьские события 2015 года в Таджикистане, где бывший председатель Партии исламского возрождения Таджикистана (ЭТО ПИВТ) М.Кабири организовал и профинансировал через исламистских радикалов, попытку вооруженного государственного переворота республике.
В 90-ые годы прошлого века религиозные эмиссары сыграли роковую роль в истории таджикского народа, ввергнув его в кровавое вооруженное противостояние. В этой связи, необходимо действовать пока не все заражены идеями конфликтогенности, безграмотной политической провокационности на основе ислама.
Пора уже быть более решительными и объединится в защите нашего центрально-азиатского региона и будущего своих народов от угрозы политического и радикального исламизма.
Доньёр Хасанов
Источник: НИАТ «Ховар»