Отвечает ли бюджет Таджикистана человеческому развитию?

Лекция «Влияние расходов бюджета на человеческое развитие и экономический рост» состоялась в начале апреля в Душанбе. Провел ее руководитель проекта «Поддержка парламентского контроля в управлении государственными финансами (УГФ) и бюджетной прозрачности в Таджикистане» Рафкат Хасанов. Часть информации, показавшейся нам наиболее интересной, мы представляем нашим читателям.

По темпам роста экономики Таджикистан находится на втором месте среди стран Центральной Азии, причем эта тенденции видна на протяжении длительного периода. Однако, по мнению Р.Хасанова, в госбюджете наблюдается слабое согласование стратегических и бюджетных приоритетов. То есть многие показатели, намеченные к выполнению в Национальной стратегии развития, Целях развития тысячелетия, Стратегии повышения уровня благосостояния населения Таджикистана, не учтены при составлении бюджета. Бюджетные заявки охватывают меньшее количество приоритетов по сравнению с приоритетами, установленными в стратегических документах развития.

Структура ВВП Таджикистана мало меняется в последние годы, но доля промышленности снизилась за 2006 – 2014 гг. почти вдвое: с 21,3 до 12% ВВП. На фоне сокращения строительства и промышленности сельское хозяйство, торговля и услуги увеличивают рабочие места. Около 70% населения страны работают в сельском хозяйстве, где производительность труда наименьшая. При этом отсутствует мобильность рабочей силы, ее переток в высокооплачиваемые отрасли.

Торговля в РТ — основной сектор, который реагирует на рыночную экономику. В стране, по сравнению с другими странами региона, импорт растет наиболее слабо.

Эксперт отмечает, что ни в одной стране региона не было такой высокой степени – 11-12% ВВП – государственных вложений в капитальное строительство. Причем эта тенденция отмечалась на протяжении последних 10 лет. Государственные инвестиции – единственный фактор, оказавший влияние на экономический рост. Однако уровень частных инвестиций в основной капитал достаточно низкий, преобладает доля государственных капитальных вложений (ГКВ).

Р. Хасанов в противовес экспертам Всемирного банка, утверждающим, что падение денежных переводов напрямую связано с падением экономики, не придает большого значения названному фактору. «Деньги мигрантов создают внутренний спрос в стране, уходя на импортные товары; на развитие экономики они не идут», — говорит он.

Одной из особенностей Таджикистана эксперт считает «чрезвычайную демографию», дающую 2,5% ежегодного прироста населения; однако трудовые ресурсы отстают от роста населения.

Бюджет и человеческое развитие

Р. Хасанов проанализировал немалый объем статистических данных Всемирного банка, Всемирной организации здравоохранения, Госкомстата РТ и других источников для определения влияния бюджетной политики на человеческое развитие. Напомним, что Индекс человеческого развития (ИЧР) – это сравнительный показатель качества жизни в данной стране, слагающийся из трех оценок: ожидаемой продолжительности жизни, грамотности населения, уровня доходов.

«Темпы роста ВВП в Таджикистане – самые высокие в Центральной Азии, тем не менее многие цели в сфере образования, здравоохранения, борьбы с бедностью и уровня доходов не достигнуты. Индекс человеческого развития в Таджикистане не соответствует экономическому развитию страны», — сказал он.

Индексы человеческого развития в некоторых странах СНГ в 2013 г.
1diagramm

По этому показателю Таджикистан находится на последнем месте среди стран СНГ.

Неравенство и уровень жизни

Уровень бедности населения в РТ — 32%, уровень крайней бедности — 16,8%. Это довольно высокие показатели. Р.Хасанов отметил, что уровень охвата адресным социальным пособием (АСП) крайне низок и составляет 0,9% населения Таджикистана, что при 16,8% крайней бедности населения явно недостаточно. На выплату АСП выделяется всего лишь 14,66 млн сомони, или 0,1% государственного бюджета.

Эксперт также подчеркнул, что размер социальных пособий в РТ на порядок ниже, чем в соседней, также бедной, стране ЦА – Кыргызстане.

Р. Хасанов делает вывод, что, несмотря на прогрессивность нового механизма АСП, результаты его внедрения пока еще не заметны с точки зрения ускорения человеческого развития. «Следует, по-видимому, рассмотреть дальнейшее расширение охвата малообеспеченных пособием и дальнейшее расширение данной программы на все остальные города и районы и по возможности увеличить финансирование этой программы из бюджета», — говорит он.

Образование

Численность учащихся в РТ – 1,7 млн, при этом расходы бюджета на образование составляют 5,2% ВВП. Общий показатель школьной посещаемости детьми составляет 87%, (данные 2012 г.). Уровень грамотности населения в возрасте 15–24 лет — 95% (данные 2010 г.).

Эксперт считает, что должны быть разработаны программы для детей, не посещающих школы, и людей старшего возраста, оставшихся неграмотными.

Здоровье

Р. Хасанов, исследовав статданные в области здравоохранения, отмечает, что Таджикистан имеет хорошие показатели и все целевые индикаторы достигнуты. Однако коэффициент материнской смертности остается высоким, и финансистам, по его мнению, необходимо в 4 раза увеличить финансирование здравоохранения, чтобы получить устойчивое снижение материнской смертности.

В существующей структуре финансирования эксперт предлагает увеличить объем финансирования на профилактику заболеваний.

Ожидаемая продолжительность жизни – 73 года. Количество врачей на 10 тыс. населения – 24. Расходы бюджета на здравоохранение составляют 2,1% ВВП.

Государственные расходы на здравоохранение и уровень развития стран
2diagramm

Вывод эксперта: Таджикистан находится ниже линии тренда по другим странам бывшего СССР, и при таком уровне валового национального дохода (ВНД) на душу населения в Таджикистане уровень государственных расходов на здравоохранение должен быть выше.

Р. Хасанов указывает два долгосрочных эффекта от роста финансирования здравоохранения: снижение смертности, что, в свою очередь, приводит к росту трудовых ресурсов, используемых в экономике; улучшение качества трудовых ресурсов.

Роль бюджета требует усиления

Выводы эксперта по Индексу человеческого развития следующие: отмечается прогресс в человеческом развитии, однако еще высоки показатели бедности и социального неравенства. Роль бюджета в человеческом развитии требует усиления. На сегодня бюджетные заявки охватывают меньшее количество приоритетов по сравнению с приоритетами, установленными в стратегических документах развития. Неясно, каким образом реализуются другие стратегические приоритеты. Некоторые бюджетные приоритеты, по сути, не ориентированы на конечные результаты развития, описывающие воздействие на население, а носят характер промежуточных.

Рекомендации: сократить социальное неравенство

Желательно, чтобы все направления, имеющие отношение к человеческому развитию и финансируемые из бюджета, проходили через процесс определения бюджетных программ и новых бюджетных приоритетов, а также целевых ориентиров. Необходимо усилить координацию политики по сокращению социального неравенства. Должен быть усилен аналитический потенциал госорганов по этому направлению. Разработанная методология анализа бедности должна перейти в инструмент разработки политики.

В госбюджете необходимо пересмотреть структуру расходов в пользу сокращения социального неравенства. Внутри социальных секторов необходимо повышать эффективность использования бюджетных ресурсов, в том числе и за счет перераспределения средств в следующих секторах:

здравоохранения — в пользу финансирования профилактики и амбулаторного лечения;

образования — увеличив ассигнования на переход к среднему всеобщему образованию;

соцстрахования и соцзащиты — увеличив финансирование расходов на адресное социальное пособие, продолжая осуществление намеченных ранее реформ.

Валентина КАСЫМБЕКОВА, специально для Asia-Plus

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>