Ни для кого не секрет, что в прошлом году таджикские дехкане большую часть своей продукции вывозили через кыргызских посредников и этот товар продавался в России под брендом Кыргызстана.
По словам российских предпринимателей, которые недавно побывали в Душанбе и ознакомились с ситуацией в регионах республики, даже всех ресурсов Таджикистана не хватит, чтобы полностью обеспечить российский рынок сельскохозяйственной продукцией. Сегодня больше половины мира поставляет свою продукцию на российский рынок, и даже это не снижает потребительские запросы.
Это означает, что Таджикистан имеет большие перспективы для развития деятельность в этом направлении.
Однако торгово-экономическим отношениям Таджикистана с Россией мешают неразработанные вопросы поставки продукции.
Этим можно объяснить заявление министра сельского хозяйства Таджикистана Изатулло Саттори, в котором он обвинил российские компании в нарушении договоренностей о закупке сельхозпродукции.
По словам таджикского министра, в начале этого года представители сразу нескольких российских компаний, занимающихся заготовкой сельхозпродукции, договорились с местными производителями о поставках в Россию картофеля и лука.
Однако договоренности не были выполнены, что стало причиной значительных убытков таджикских фермеров.
«Таджикские производители выполнили свою часть договора и подготовили продукцию к экспорту, однако российская сторона обещаний не выполнила. Дехкане были вынуждены выставить свою продукцию на местных рынках по низким ценам, в результате хозяйства понесли убытки», — заявил министр.
Спрос на таджикские овощи и фрукты в России резко вырос, когда Москва запретила ввозить эти товары из стран Запада, которые ввели санкции против России в связи с аннексией Крыма и конфликтом на юго-востоке Украины.
Можно предположить, что какая-то компания из России нарушила договоренность, но на это существуют международные экономические суды, чтобы разбираться.
Есть и обратная сторона медали. Некоторые поставщики овощей и фруктов из Таджикистана сами нарушили обязательства перед заказчиками из России. Например, одно хозяйство из Согдийской области поставило некачественный товар российской компании «Магнит», вследствие чего россияне в этом году решили не заключать с ним контракт и ищут других, добросовестных, поставщиков в Таджикистане. Об этом рассказал один из представителей Торгово-промышленной палаты РФ в неофициальной беседе.
Еще одной немаловажной претензией россиян относительно таджикской продукции является ее товарный вид. В сети торговых точек «Магнит», на рынках и в крупных магазинах России, особенно в Москве, покупатели обращают внимание на упаковку и внешний вид товара. Продукция других стран оформлена красиво и эстетично, ее вид зазывает покупателя. А Таджикистан, имея едва ли не лучшую по качеству аграрную продукцию, не может придать ей стандартный товарный вид.
Таджикские производители тоже имеют свои аргументы против заказчиков из России. В республике сейчас есть трудности с финансированием отрасли, а российские компании имеют возможность инвестировать в сельское хозяйство. Для этого им нужно приехать в Таджикистан, заключить договоры с хозяйствами, обеспечить их семенами, удобрениями и ГСМ. Остальное — дело рук таджикского дехканина, который имеет тысячелетний опыт выращивания вкусных, полезных, богатых витаминами фруктов и овощей. Это вроде не требует глобальных средств, но почему-то трудно найти общий язык.
Министерство сельского хозяйства РТ обеспокоено положением дехкан, которые понесли убытки из-за некоторых недобросовестных заказчиков из России. Продолжая заботиться о судьбе хозяйств республики, неплохо было бы найти и пригласить в республику добросовестные российские компании и решить вопрос о цивилизованной поставке продукции на российский рынок. «Только сеть торговых точек «Магнит» ежедневно реализует более 700 тонн сельхозпродуктов, так что для таджикских овощей и фруктов всегда есть покупатель», — говорит один из российских предпринимателей.
Была бы сама эта продукция, а найти рынок сбыта не должно стать проблемой. В мире помимо России есть целый ряд стран, которые с удовольствием покупали бы таджикскую сельхозпродукцию. «К сожалению, у нас нет компании, которая продвигала бы наши товары за рубежом», — сказал в прошлом году председатель одного из ДФХ. Жизнь доказывает его правоту.