31 января в центре Москвы на площадке Государственного Музея искусств народа Востока прошло значимое событие под названием «Сакральная карта Таджикистана» в рамках проекта «Белая индия». Важные акценты расставили ведущие этого вечера Павел Зарифуллин – Директор центра Льва Гумилева, Юлия Вербицкая – коллекционер уникальной станковой живописи Таджикистана, Алексей Голубцов – прекрасный фотограф-профессионал, фотоантрополог.
Под руководством центра Льва Гумилева были проведены экспедиции в исторические места Таджикистана в Ягноб, Памир, Согдиану, озеро Искандеркуль и Нурекское море.
Павел Зарифуллин рассказал о венценосном народе – таджиках, и объяснил, почему именно Таджикистан, с точки зрения сакральной географии, является крышей мира, территорией духовного посвящения. Павел рассказал о путешествии на Искандеркуль – сердце сердец, о проведении на берегах этого озера Скифского лагеря для молодежи и о погружении в звериное и этническое. Особенно слушатели оценили легенду о любимом коне Александра Македонского – Буцефале, который бросился с обрыва в озеро, носящее имя своего хозяина.
Юлия Вербицкая на эту встречу представила две картины из своей коллекции: мистического суфия «Садовник» Муривата Бекназарова и яркий, экспрессивный «Гиджак» Зухура Хабибуллаева. Неповторимый стиль «Русского авангарда в Таджикистане» — это зарождение в 30-е и 40-е годы ХХ века нового направления, которое развили русские художники, приехавшие в Душанбе на Восток за новыми впечатлениями и красками. Говорили не только о художниках, но и о распаде СССР, который привел к утрате множества связей между Россией и Таджикистаном.
Слушатели лекции не только узнали о существовании «сакральных мест», но и увидели их на ярких, берущих за живое, фотографиях Алексея Голубцова. Автор снимков детально прокомментировал свои фотографии, где ягнобцы — около 70-ти семей по сей день ведут натуральное хозяйство: пасут скот, который дает молоко и мясо, растят на высоте 3000 метров ячмень, горох и пшеницу. Все делается вручную, по старинке, без использования какой-либо техники.
Такие мероприятия позволяют по-новому взглянуть на культуру, национальную красоту другого народа и сделать правильный шаг в созидании истинной Дружбы Народов – дружбы на основе духовных принципов.
Фотоотчет с мероприятия: