Душанбинские активисты активно обсуждают вопрос создания в столице творческой улицы, которая смогла бы вместить в себя все виды искусства и ремесел, которые способны формироваться под открытым небом. Это должно положительно повлиять на имидж страны, на воспитание подрастающего поколения, на настроение в городе, ввиду перепланировки столицы.
Душанбинская молодежь практически не знает, где можно познакомиться с произведениями искусства или изделиями ремесленников, ведь, даже прогуливаясь по городу, мы не всегда обращаем внимание на вывески «Галерея», не так часто заходим в культурные центры. То, что расположено в зданиях, не столь привлекательно для людей, не увлекающихся творчеством, как площадки под открытым небом.
А ведь в наших галереях прячется немало достойных произведений живописи, в цехах и мастерских работают ремесленники, создающие уникальные по своей красоте изделия, от глиняных статуэток до диковинных ювелирных изделий. Художники объединены своими фондами и центрами, музыканты – местами для репетиций и выступлений, ремесленники – мастерскими.
У некоторых душанбинцев складывается пессимистическое мнение, что в Душанбе нечем занять свободное время. Можно, конечно, сходить в кафе или в клуб и потратить там определенную сумму денег, но развлечься иным образом уже сложнее.
Гости нашей столицы, особенно из отдаленных стран, приехавшие впервые, хотят видеть, чем живет город. Им интересно познакомиться не только с музеями и сувенирами, но и посмотреть на людей, которые наполняют этот город жизнью. Неоднократно я слышала вопрос: «А где же у вас собирается творческая, неформальная молодежь?» Как оказалось, нет такого места.
Конечно же, есть такие места, как, например, «Наврузгох», бывший ипподром, где ремесленникам была выделена специальная площадка, на которой они могут вести свою деятельность. Там достаточно места, чтоб разместить весь необходимый инвентарь или расположить студию. Вместе с мастерами работают и ученики. Ремесленники рады возможности спокойно заниматься делом, даже планируют создать в парке «Город мастеров». Но наблюдения показывают, что торговля в этом комплексе идет не в полную силу. Об этом комплексе знает не так много людей, вокруг негде спрятаться от солнца, транспортные линии в этом районе пока еще не налажены.
А ведь решить эту проблему можно достаточно просто – в столице нужна творческая улица или аллея искусств, именно там, где сосредоточена городская активность, то есть в центре Душанбе. В соседних Бишкеке, Алматы, Ташкенте подобные улицы также находятся возле ЦУМа, возле театров. Тогда жизнь там всегда будет бить ключом. Например, у торговцев в подземном переходе в самом центре города дела идут хорошо. Здесь гуляет много туристов и отдыхающих душанбинцев.
Остается открытым вопрос: а надо ли это самим представителям творческих комьюнити?
«Вряд ли найдутся такие смельчаки, которые готовы будут работать на улице», — говорит Мамадкарим Ракибов, художник-орнаменталист.
Вафо Назаров, народный художник Таджикистана, считает, что, конечно же, такое место нужно. «В нашем Институте искусств и дизайна сегодня учится большое количество студентов. Художник — это штучный товар. У администрации вуза нет возможности обеспечить их всех местами после окончания. Куда пойдут дальше эти молодые ребята – вопрос, остающийся без ответа. Дирекция института старается обеспечить наиболее талантливых молодых художников творческими мастерскими в «Буньёди мусаввири», бывшем Художественном фонде, но на всех, конечно же, места не хватит. Некоторые остаются работать педагогами в художественном колледже и в Институте искусств и дизайна», — говорит Вафо Назаров.
По его словам, в «Буньёди мусаввири» открыт салон, куда художники сдают для реализации свои работы, но в самом Душанбе, к сожалению, нет специализированного магазина-галереи, где бы жители и гости столицы могли приобрести произведения наших художников.
«Люди не видят настоящего искусства, поэтому приобретают далекие от оригинала картины, которые продаются в сувенирных магазинах или в подземных переходах. Может быть, если они будут видеть в городе живопись, то это повлияет на развитие вкуса и на эстетическое воспитание населения. Для молодых художников в особенности будет полезно, если появится улица, где можно работать, о которой давно мечтают художники», — считает В. Назаров.
Шахджамшед Умари, директор театрального фестиваля, основатель театральной труппы «Нигохи нав», считает, что потенциала для развития у таджикской молодежи более чем достаточно. «Наличие такого вот творческого островка может стать полезным для ремесленников, театралов, музыкантов, художников в поисках учеников. А для молодежи будет примером того, как можно проводить свободное время. Те ребята, которые уже сейчас могли бы вынести свой талант на публику, почувствуют, что они не одни, если такая улица станет популярной, — говорит Шахджамшед Умари. — От имени театральной группы «Нигохи нав» могу сказать, что мы сейчас изучаем школу импровизации. Импровизация — это в первую очередь работа актера. Он выходит к людям без готового текста, без декораций, костюма и налаживает контакт с публикой. Я уверен, что молодым актерам будет интересно практиковаться на улице».
Некоторые горожане уверены, что наше население еще не готово к появлению в городе улицы, где каждый сможет проявить свой талант. Но поэтесса Аниса Сабири считает, что не стоит ждать, пока люди подготовятся к этому явлению. «Люди в свое время также не были готовы к появлению колеса, к осознанию гелиоцентричности солнечной системы. И что ж, если бы всегда приходилось ждать, когда народ подготовится, мы бы лишились многих важных открытий», — говорит Аниса.