Жители Таджикистана могут сдать садака аль-фитр (милостыню разговения, которая должна быть выплачена нуждающимся мусульманам до наступления праздника Ид аль-Фитр) председателю своей махалли или имам-хатибам.
Специальная комиссия, созданная в каждой махалле, раздаст позже милостыню малоимущим жителям.
Мирзорахим Козиев, житель Согдийской области, сказал 7 июня в беседе с Радио Озоди, что председатель махалли вместе с несколькими представителями хукумата ходили по домам и просили сдать им садака аль-фитр. Имам-хатибы в мечетях также объявили, чтобы жители махаллей сдавали милостыню председателям махаллей. Им также сказали, что они могут сдавать садаку и другим лицам, но только потом поставить об этом в известность представителей духовенства.
«Не так давно я передал садака аль-фитр одной семье, которая воспитывает детей-сирот. Мы сами знаем, кто в махалле является малоимущим, а кто не нуждается в садака. Это личное дело каждого, и вмешиваться таким образом в это действо неправильно», — считает Козиев.
Мирзорахим Козиев не скрывает, что сомневается в прозрачности работы комиссии. По его мнению, если сдавать садака на руки председателям махаллей или священнослужителям, неизвестно, дойдет ли милостыня до адресата.
Предложение о передаче милостыни главам махаллей или имам-хатибам было озвучено 6 июня, правда, с одной оговоркой: «это дело добровольное, и люди сами могут решать, кому передать милостыню».
Афшин Муким, пресс-секретарь Комитета по делам религии, упорядочению традиций и обрядов Таджикистана, сказал, что такое решение было принято потому, что председатели махаллей хорошо проинформированы, кто из жителей болльше всех нуждается в поддержке.
Собеседник отметил, что инициатива носит скорее рекомендательный, нежели обязательный характер. «Подаяние является добровольным делом, и люди могут дать милостыню тем, кому считает нужным. Но есть и те, кто обращается к нам с вопросом, кому передать садака аль-фитр», — говорит он.
Азалшо Шарифзода, главный имам-хатиб Гиссара, сказал, что у них на руках имеются списки нуждающихся мусульман и собранная милостыня будет распределена между ними.
По его словам, механизм распределения садака аль-фитр следующий: люди сдают милостыню одному из членов комиссии, ответственному за сбор денег. «Тот, кто сдает садака аль-фитр, может проконтролировать, куда передаются эти деньги. Жители одной махалли знают друг друга и поэтому нетрудно уточнить, дошли ли деньги до нуждающихся», — сказал Азалшо Шарифзода.
Другой имам-хатиб из Хатлона на условиях конфиденциальности сообщил, что с джамоатов им дали списки малоимущих граждан, для которых нужно передать собранные садака.
Обозреватель Далер Шарипов говорит, что в XXI веке собирать у народа садака является постыдным. По его мнению, если власти искренне хотят помочь нуждающимся, то достаточно просто рекомендаций. «Если это принимает обязательный характер, то люди подают милостыню не ради саваба (награда для верующего), а чтобы не осрамиться перед всеми», — уверен он.
Ежегодно Совет улемов устанавливает размер садака аль-фитр, в этом году он составляет как минимум 5 сомони на человека.